Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Доступная среда


Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.

Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

инвалиды,

люди с временным нарушением здоровья,

беременные женщины,

люди старших возрастов,

люди с детскими колясками и т.п


Нормативные правовые акты:

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года.

Федеральный закон от 3 мая 2012 года №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Ратификацией Конвенции».

Закон РФ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 (последняя редакция).

Постановление Правительства от 17 июня 2015 г. РФ 599 о порядке и сроках разработки мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.


Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов

Доступная среда – это создание условий для интеграции в общественную жизнь инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это комплексный подход по обустройству и реализации безбарьерной среды, с помощью которой инвалиды будут быстрее адаптироваться в общество и чувствовать себя нужными.

В 2020-2021 учебном году в колледже обучается 20 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс» для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ - один из эффективных механизмов обеспечения качества и доступности профессионального образования. Участие  в нем дает неограниченный доступ к базам данных по лучшим практикам профессионального образования и трудоустройства инвалидов в  России и мире. Ежегодно  от колледжа в Национальном чемпионате Абилимпикс» участвует от 1 до 5 студентов, среди которых имеются призеры и победители.

Основные направления деятельности по доступности обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ:

- организация профориентационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях;

- сопровождение инклюзивного обучения;

- создание условий для социокультурной реабилитации;

- развитие информационно-технологической базы инклюзивного обучения;

- реализация программ дистанционного обучения;

- содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью;

- развитие безбарьерной среды в колледже.

   

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Аудитории оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ: компьютеры с комплектом программного обеспечения, программы невизуального доступа к информации, программы-синтезаторы речи и другие технические средства приема-передачи учебной информации, ноутбуки, акустические системы, наушники, звукоусиливающая аппаратура, мультимедийные комплексы (проекторы и экраны), интерактивные доски.

 

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

 Элементы доступности зданий:

- Здания учебных корпусов (г. Пенза, пр-т Строителей, 7 и г. Пенза, ул. Пушкина, 137) оснащены пандусами с входными группами и поручнями для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.

- Для вызова сопровождающего установлена кнопка вызова.

 

- Выделены места для парковки автотранспортных средств инвалидов.

- Переоборудованы туалетные комнаты.

- Контрастная маркировка стеклянных дверей и ступеней  лестниц.

- В учебном корпусе по адресу: г. Пенза, ул. Пушкина, 137 имеется мобильный гусеничный подъемник.

- достаточная ширина лестничных маршей, площадок, коридоров; имеются поручни на лестницах.

 

Сведения о наличии средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Средства обучения и воспитания, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ:

- электронные образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, образовательные видеофильмы);

- наглядные плоскостные (плакаты, карты, иллюстрации, магнитные доски);

- демонстрационные (макеты, стенды, модели);

- учебные приборы;

- спортивное оборудование.

 

Сведения о специальных условиях охраны здоровья

Основные направления охраны здоровья:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Для организации образовательного процесса и возможности формирования индивидуальной образовательной траектории для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледже предусмотрены следующие формы индивидуализации обучения:

- индивидуальный учебный план;

- применение элементов дистанционных технологий.

В образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений, создании комфортного психологического климата в студенческих группах.

Для осуществления социального сопровождения обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья используется студенческое волонтерское движение. Волонтерское движение способствует социализации и более тесному взаимодействию инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со студентами, развивает процессы интеграции в молодежной среде.

 

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Сайт колледжа ИТ-колледж.рф  в сети Интернет адаптирован для инвалидов по зрению, специально для указанной группы пользователей реализована возможность увеличения размера шрифта текстов на веб страницах, переключение контрастных цветовых схем.

Компьютеры в библиотеке имеют доступ к сети Интернет.


Сведения о специально оборудованных кабинетах и объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В 2020 году на базе колледжа открыт  Центр цифрового образования детей «ИТ-cube» для обучения и творчества в сфере информационных технологий.

В учебных корпусах имеются

- доступные мастерские с учетом вида нарушений здоровья; аудитории, оборудованные для дистанционного обучения;

- выделены учебные места в аудиториях с учетом нарушения зрения обучающихся;

 - дублирование необходимой для инвалидов по слуху звуковой информации в виде зрительной информации.

Информация о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Библиотека колледжа обеспечивает учебно-воспитательный процесс информационными материалами, учебной, научной, справочной, научно-популярной, художественной литературой, периодическими изданиями.

Обслуживание студентов и преподавателей осуществляется через 2 библиотеки, имеющие абонемент и читальные залы на 97 посадочных мест (в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ).

На основе внедрения современных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов совершенствуются библиотечные услуги: доступ к сети Интернет, ПК в читальных залах, комплектование фонда на электронных носителях, оперативный поиск информации в электронных каталогах.

У каждого студента имеется доступ к ЭБС «Юрайт».


Информация об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Для занятий физической культурой колледж располагает спортивными залами, тренажерным залом. В летний период занятия по физической культуре проводятся на открытых оборудованных спортивных площадках. Все вышеперечисленное приспособлено для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлен порядок освоения указанной дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Проводятся подвижные занятия адаптивной физической культуры в оборудованных спортивном, тренажерном залах и на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответственную подготовку. При их проведении специалист учитывает вид и тяжесть нарушения организма, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Спортивная база отвечает требованиям доступности, надежности, прочности и удобства.

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Электронный образовательный ресурс Moodle

Электронная библиотечная система «Юрайт»

Сервис для проведения видеоконференций и онлайн-встреч – Zoom, Discord, Skype и др.

 

Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Приспособленные жилые комнаты и санузлы в общежитии отсутствуют.

Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежития, интернаты.

Отсутствует возможность обеспечения беспрепятственного доступа в здание общежития. Приспособленные жилые комнаты и санузлы в общежитии отсутствуют.


Задать вопрос